Идет загрузка...
Подождите!
Святые Хранители земли Тверской Патриарх Иов Святитель Арсений Священномученик Фаддей Нил Столобенский Макарий Калязинский Михаил Тверской Анна Кашинская

Л. В. Соколова. Роман, игумен Перекомского монастыря

Роман (посл. четв. XV в. — 1554) — игумен Перекопского монастыря под Новгородом, автор Жития Ефрема Перекопского, или Верендского, основателя и первого игумена Перекопского (Верендского) монастыря. (Название монастыря объясняется тем, что для снабжения его водой был выкопан канал (перекоп) из реки Веренды в озеро Ильмень). О Р. известно только, что после смерти Ефрема (кон. XV в. или 1523 г.) он стал игуменом Перекопского монастыря и оставался им, по П. М. Строеву, до 1554 г. Видимо, в том же году он скончался. Житие Ефрема приписано ему в самом памятнике: «Списано тоя же обители Романом игуменом, учеником святого». В научной литературе указано лишь 3 списка Жития Ефрема Перекопского. Один из них, известный П. М. Строеву и находившийся в свое время в Перекопском монастыре, — XVII в., два других (ГИМ, собр. Уварова, № 1248 (911) (136) и ГБЛ, собр. ОИДР, № 45) — XIII в. Текстологического анализа их нет.

Время составления Жития точно не установлено; Филарет в «Обзоре» безосновательно называет 1530 г. В. О. Ключевский считает, что Житие не могло быть написано ранее 1552 г., так как в тексте его сказано, что, умирая, Ефрем предоставил выбор игумена из назначенных им четырех кандидатов (в числе которых был и Р.) архиепископу Пимену Черному, а последний был архиепископом Новгородским с 1552 по 1570 г. Однако в таком случае и дату смерти Ефрема следовало бы отнести к 1552 г., что противоречит всем прочим сведениям о нем. Дело в том, что дата смерти святого вызывает споры. Согласно Житию, Ефрем умер в 1486 г., прожив 80 лет. Но, по Житию же, он родился в 1412 г. и если бы прожил 80 лет, то должен был умереть в 1492 г. Не совсем ясное указание на этот же год находим в Святцах. В. О. Ключевский предполагал, что Ефрем умер не в кон. XV, а в нач. XVI в. Тем самым, по его мнению, «устраняются основные несообразности в рассказе жития». П. М. Строев в «Списках иерархов» считает годом смерти святого 1523 г., видимо основываясь на известии о том, что перенесение мощей Ефрема состоялось в 1545 г., спустя 22 года после его смерти (об этом известии см.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 263). Имя Пимена названо в Житии ошибочно, как предположил Амвросий еще в 1813 г. Амвросий показал, что «в продолжении всей... рукописной повести (о Ефреме Перекопском. — Л. С.) упоминаются архиепископы новгородские несоответственно тем годам, в которые они были» (История российской иерархии. Ч. 5. С. 467). Не является, на наш взгляд, указанием на время создания Жития и то, что-«житие говорит о праздновании памяти святого, которое, как известно из другого источника, установлено было в 1549 г.» (Ключевский. Древнерусские жития. С. 263). Вполне возможно, что сообщение о праздновании памяти святого было внесено в Житие после канонизации его. Само же Житие написано скорее не после канонизации, а до нее, с целью «представить документацию, необходимую для канонизации подвижника» (Будовниц. Монастыри на Руси. С. 211). Можно предположить, что толчком к созданию Жития послужило перенесение мощей Ефрема 16 мая 1545 г. (см. о нем: Словарь исторический о святых... С. 113). Ранее этого года оно не могло быть создано, поскольку написано, как отметил В. О. Ключевский, по канве Жития Александра Свирского, датируемого 1545 г. (см. Иродион). Но оно не могло быть написано и после 1554 г. — года смерти Р.

Сомневаться же в том, что Житие было написано игуменом Р., у нас нет достаточных оснований. Такие сомнения высказывал В. О. Ключевский, указывая, что в Житии Ефрема много противоречий, ошибочных дат, искажений действительных событий, чего, па мнению Ключевского, не мог допустить ученик святого Ефрема.

Однако ошибки эти вполне мог допустить и Р.: Житие составлялось спустя 22 года после смерти Ефрема, и задача автора из-за недостатка материала была трудной. Не случайно поэтому он, по словам Ключевского, «почти целиком переписал житие Александра Свирского, поставив только другие имена лиц и мест и кое-где легко изменив ход рассказа». Житие не опубликовано. Пересказано Филаретом (Русские святые...) и в «Житиях святых российской церкви, также иверских и славянских, и местно чтимых подвижников благочестия» (СПб., 1858, май. С. 281—294).

Лит.: Амвросий. История российской иерархии. М., 1813. Ч. 5. С. 466—478; Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1836. С. 11—113; Ключевский. Древнерусские жития. С. 263—264; Сергий, архимандрит. Полный месяцеслов Востока. М., 1876. Т. 2. С. 128, 258; Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1877. Т. 8. С. 44; Строев П. М. 1) Списки иерархов и настоятелей монастырей российской, церкви. СПб., 1877. Стб. 113, № 61; 2) Словарь. С. 240; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 197—198; Филарет [Гумилевский]. 1) Русские святые, чтимые всею церковью или местно. 3-е изд. СПб., 1882, сент. С. 158—160; 2) Обзор. С. 208; Будовниц. Монастыри на Руси. С. 211—213.



Copyright 2009 УК “РегионИнвест”

Создано:
По вопросам, связанным с деятельностью сайта
и сотрудничеством, обращайтесь:
E-mail: 343738@mail.ru