Идет загрузка...
Подождите!
Святые Хранители земли Тверской Патриарх Иов Святитель Арсений Священномученик Фаддей Нил Столобенский Макарий Калязинский Михаил Тверской Анна Кашинская
11.06.2009

Селижарово. Историко-архитектурный очерк

В конце XIV — XV в. Селижарово располагалось на территории Ржевского удела Московского княжества и было связано торговыми путями — сухопутным со Ржевом и водным с Тверью. В письменных источниках Троицкий Селижаров монастырь впервые упоминается в духовной грамоте 1504 г. волоколамского князя Ивана Борисовича. Как предполагают, обитель была основана незадолго до этого — в конце XV в. волоколамским князем Борисом Васильевичем, владевшим Ржевским уделом в 1461 —1494 гг., или его сыном волоколамским князем Федором Борисовичем (после 1494 г.). При монастыре, занявшем мыс при впадении Селижаровки в Волгу, образовалась крестьянская подмонастырская Селижаровская слобода, в которой издавна устраивались ярмарки. Слобода занимала, как и монастырь, левый берег Волги и правый Селижаровки, но, очевидно, распространялась и на другой берег Селижаровки, где застройка могла располагаться вдоль дороги на Ржев. Далее на юго-восток по этой дороге у самого берега Волги находился Воскресенский погост. В XVI в. монастырь (с 1513 г. в Ржевском уезде Московского государства) благодаря царским вкладам владел значительными вотчинами. В частности, в 1519 г. великий князь Василий III пожаловал ему несколько деревень и половину озера Волго, а в 1547 г. монастырь получил право собирать на мосту через Селижаровку таможенную пошлину. Это позволило, возможно, уже в XVI в. возвести здесь первые каменные сооружения. Согласно писцовым книгам Леонтия Скобельцина 1624 —1625 гг., в монастыре находились каменные Троицкая церковь и трапезная. Представляется маловероятным, чтобы эти постройки могли появиться вскоре после разорений Смутного времени, непосредственно затронувших и Селижаров монастырь. Таким образом, их появление следует датировать временем не позднее рубежа XVI — XVII вв. Трапезная, упоминаемая в писцовых книгах Скобелышна, очевидно, составляет ядро существующей Петропавловской церкви — единственной дошедшей до наших дней постройки комплекса. В ней первоначально размещались хлебная, поварня, мукосейня, келарская и казначейская палаты, а также сушильня и квасоварня. Двухэтажное с подклетом прямоугольное здание, вытянутое в направлении север-юг, в каждом этаже вмещает одностолпную палату. Своды, прорезанные распалубками, опираются на массивный прямоугольный столб, особенно мощный в подклете. Эту постройку можно поставить в один ряд с другими известными монастырскими трапезными тверских земель XVI в.: Калязинского Макарьева монастыря (1525 —1530), Старицкого Успенского монастыря (около 1570), Краснохолмского Антониева монастыря (1587 — 1592). На южном, северном и западном фасадах трапезной в профилированный венчающий карниз включен фриз терракотовых изразцов с рельефным рисунком растительного орнамента, типологически восходящих к аналогичным произведениям рубежа XV — XVI вв.

Вероятно, около середины XVII в. с востока к трапезной была пристроена небольшая одноглавая Петропавловская церковь с еле заметным округлым выступом апсиды во втором ярусе. Ее наружный декор, частично восстановленный во время реставрации в конце XX в. (ведущий архитектор — Г.П. Лебедева), наделен чертами двойственности. С одной стороны, он тяготеет к строгим формам архитектуры первой половины XVII в. (пояса поребрика, валиковые обрамления окон со щипцовыми и килевидными очельями), с другой — в эффектном наличнике центрального окна апсиды ощутимо влияние "дивного узорочья" середины столетия. Как предполагают, глава храма покоилась на пирамиде кокошников.

Активное каменное строительство в монастыре, в котором в то время находилось церковное управление Ржевского уезда (до 1773 г.), развернулось в два последних десятилетия XVII в. В 1685 г. по указу царей Иоанна и Петра для финансового обеспечения этих работ было восстановлено право монастыря на сбор пошлины с товаров, провозимых по мосту через Селижаровку (здесь проходил торговый тракт из Ржева). В 1681 —1686 гг. в центре монастыря был сооружен новый каменный Троицкий собор, вероятно, заменивший собой предшествующий храм. Он занял господствующее положение в комплексе, которое сохранял до самого своего уничтожения в советское время. Пятиглавый бесстолпный храм с тремя алтарными полукружиями отличался стройными пропорциями, что подчеркивали более низкие крыльца и западная паперть. Арки западного крыльца с висячей гирькой опирались на два кувшинообразных столба, а южное и северное крыльца имели более закрытый характер. Высокий двусветный четверик венчался двумя рядами полукруглых кокошников, расставленных вперебежку и служивших основанием для пяти цилиндрических барабанов, завершенных луковичными главами. Окна были украшены наборными наличниками, переходившими вверху в двухарочные очелья с килем посередине. Под кокошниками четверик опоясывал антаблемент с нишками, а барабаны были украшены аркатурой. Нарядное убранство дополнял пояс в нижней части стен, составленный из квадратных нишек, заполненных зелеными глазурованными изразцами с чередующимися рельефными изображениями льва (герб Ржева) и цветка. По своим объемно-пространственным и декоративным особенностям Селижаровский собор был очень близок двум храмам соседней с монастырем Осташковской слободы, построенным в тот же период: Воскресенскому (1677 — 1689) и Троицкому (1685 — 1677). Большое сходство названных церквей позволяет сделать предположение о работе в обоих местах одного и того же подрядчика или артели каменщиков.

В конце XVII в. у северо-западного угла трапезной сооружена колокольня. Ее столпообразный квадратный в плане объем нес восьмигранный ярус звона, возможно, завершавшийся шатром. В верхней части колокольни были установлены часы с боем. Нижний ярус украшали изразцы с изображением животных (по-видимому, аналогичные изразцам собора), а вокруг восьмерика была устроена галерея, огражденная балюстрадой.

Каменное строительство в монастыре в конце XVII в. не ограничилось возведением собора и колокольни. В тот же период (1685 — 1699) территорию обители, имевшую неправильную, но близкую к трапеции форму, окружили высокой, в 2 сажени, стеной с бойницами и с угловыми башнями. Посередине западного прясла ограды напротив собора были сооружены Святые ворота с крыльцом, арка которого опиралась на два кувшинообразных столба. Около 1702 г. вплотную к северо-восточной башне и вдоль восточного прясла ограды на пожертвования князя Василия Дмитриевича Путятина возвели небольшой двухэтажный корпус, который занимали братские кельи и больница. Еще три одноэтажные каменные постройки появились либо в конце XVII в., либо в первой половине следующего столетия (до 1748 г.): настоятельский корпус, сооруженный в линии восточного прясла ограды, вплотную к торцу более ранних келий, два братских корпуса, поставленных в одну линию вдоль северного прясла ограды, и житница (хлебный амбар), углом примыкавшая к Святым воротам и вытянутая в южном направлении вдоль западного прясла ограды. Жилые корпуса представляли собой прямоугольные протяженные здания, крытые на два ската и расчлененные на главном фасаде лопатками на прясла с двумя или тремя проемами в каждом. Последним сооружением, завершившим хронологический ряд монастырского строительства, продолжавшегося более полувека, были архиерейские палаты, возведенные между 1748 и 1760 гг. Довольно крупный двухэтажный корпус неправильной Г-образной формы занял юго-восточный угол монастыря, включив в свой объем юго-восточную башню и примыкавшие к ней отрезки ограды.

В середине XVIII в. в Воскресенском погосте, расположенном на берегу Волги возле ржевской дороги, вместо одной из двух существовавших там деревянных церквей (Воскресения и Сергия Радонежского) на средства прихожан была выстроена каменная Воскресенская церковь (кладбище на восточной окраине современного поселка). Основное время ее строительства пришлось на десятилетие между 1753 и 1763 гг., а освящен храм был 25 апреля 1764 г. В настоящее время сохранилась только главная часть здания — собственно храм. Он принадлежит к распространенному для своего времени типу ярусного одноглавого храма, основу которого составляет композиция восьмерик на четверике, отличающаяся массивными формами и грузными пропорциями. В наружном убранстве преобладают мотивы, связанные с традиционным зодчеством XVII в. и непосредственно ориентирующиеся на декоративные формы Троицкого собора Селижаровского монастыря. В первую очередь, это развитые наборные наличники окон второго света четверика с трехчастными арочными очельями. В том же духе выдержаны колончатые наличники с перехватами у окон восьмерика. Лишь фигурные накладные щиты, с четырех сторон окружающие эти окна, принадлежат стилю барокко, который в середине XVIII в. порой еще очень осторожно проникал в архитектуру провинции.

К середине XVIII в. архитектурный ансамбль монастыря полностью сформировался и относительно мало изменил свой облик в последующее время, вплоть до его почти полного уничтожения в годы советской власти. Этот облик, хотя и с некоторыми неточностями, запечатлен на рисунке из собрания ТГОМ, который изображает вид монастыря с птичьего полета (выполнен между 1820 и 1825 гг.). В центре монастыря находился Троицкий собор, господствовавший над остальными невысокими постройками, поставленными по периметру территории. Лишь в восточной части монастыря высокая колокольня создавала вертикальный акцент. Между собором и западным пряслом ограды размещалась просторная площадь, которую по сторонам ограничивали палисадники и огороды. От площади у собора начиналась липовая (?) аллея, подводившая ко входу в настоятельский корпус.

Указанный рисунок помогает также живее представить некоторые из тех изменений, которые были внесены в комплекс обители во второй половине XVIII в. и в первые два десятилетия XIX в. Круглые башни на четырех углах возведены в 1779 г., вероятно, взамен первоначальных. Их тонкие столпообразные объемы, завершавшиеся луковичными главами с расширявшимися книзу "юбками", имели подчеркнуто декоративный вид. В том же году около сторожки, примыкавшей с внешней стороны к северо-восточной башне, были выстроены каменные ворота и стена, прямое прясло которой достигало берега Селижаровки. Стена отделяла дорогу с бревенчатой мостовой, продолжавшей настил моста через реку, от липового парка, устроенного на берегу перед восточной стеной монастыря. Парк, занимавший также мыс при впадении Селижаровки в Волгу, был высажен приблизительно в третьей четверти XVIII в. на месте располагавшихся здесь ранее деревянных хозяйственных построек (солодовня и овин) и хором с двумя покоями и крытыми переходами. На краю парка на самом конце мыса стояла беседка. Деревянные обрубы, издавна укреплявшие берега обеих рек, были заменены подпорными стенками из валунов: вдоль Селижаровки в 1774 г., вдоль Волги в 1779 г.

Главная улица Селижаровской слободы проходила вдоль северной стороны монастыря, пересекала по мосту Селижаровку и продолжалась дорогой на Ржев, а с противоположной стороны— на Осташков. Перпендикулярно улице вдоль западной стороны монастыря шла дорога к паромной переправе через Волгу (примерно в том месте, где находится современный мост) и далее в город Белый. На другой стороне этой дороги, напротив обители располагался большой монастырский огород. Небольшую часть этой территории занимал принадлежавший монастырю гостиный двор (а ранее также и конюшенный двор). Гостиный двор был выстроен в виде каре с тремя въездами с разных сторон, а ближе к слободской улице в два ряда стояли деревянные монастырские лавки. Между ними располагались деревянные Спасские ворота, фланкированные башнями, на которых висели иконы; под этими воротами проходила упоминавшаяся выше дорога к волжской переправе.

Судя по названному выше рисунку, слободская улица в первой четверти XIX в. на левом берегу Селижаровки была застроена довольно плотно с обеих сторон. На правом берегу дома стояли только по северной стороне улицы, напротив монастыря и гостиного двора. Все владения были вытянуты в глубину, их дворы с обеих длинных сторон ограничивались хозяйственными постройками, а сзади находились огороды и сенокосные участки. Среди одноэтажных изб в два или три окна по уличному фасаду выделялись четыре или пять двухэтажных зданий, возможно, каменных. Два из них стояли напротив монастырских лавок, имели в средней части широкий проем (сквозной проезд во двор) и могли быть постоялыми дворами. Крупное владение с главным двухэтажным домом и одноэтажным флигелем, связанными по красной линии улицы воротами, занимало угол квартала у моста с северной стороны дороги. Предположительно в 1820 — 1830-е гг. в слободской застройке напротив монастыря появились два жилых кирпичных дома представительной архитектуры в стиле позднего классицизма, достойные украсить любой уездный, а то и губернский город. Эти сохранившиеся по сей день здания (ул. Ленина, 8 и 16) построены по одному проекту и обладают лишь незначительными различиями в декоре. Хотя они не совпадают ни с одним из образцовых проектов, обязательных для использования в частной городской застройке того времени, композиция главного фасада и декор селижаровских домов выполнены в духе нескольких чертежей из 2-й части "Собрания фасадов..." (1809), а также близки некоторым образцовым проектам К.И. Росси (1809—1811), разработанным в Твери. Большое сходство эти здания обнаруживают и с несколькими домами двух соседних городов — Ржева (например ул. Партизанская, 26) и Осташкова (например ул. Володарского, 32). Крупный двухэтажный объем завершен на поперечной оси мезонином с треугольными фронтонами на торцах. Со стороны главного фасада средняя часть выделена портиком с четырьмя полуколоннами, охватывающими второй этаж и мезонин. У одного дома колонны украшены ионическими капителями (№ 8), у другого — коринфскими. По сути это единственное заметное различие между двумя зданиями, остальные незначительны или возникли в результате более поздних переделок.

Последние существенные изменения в облике монастыря связаны с обновлением венчающих частей Петропавловской церкви и колокольни в 1819— 1820 гг. Вместо первоначальной главы храм получил крупный световой барабан с деревянным, покрытым железом куполом, а на колокольне прежнее завершение заменили куполом с высоким шпилем. Последнее вызвало появление трещины в кладке колокольни, которая в 1825 г. обрушилась. Новую четырехъярусную надвратную колокольню выстроили в 1832— 1835 гг. на другом месте, включив ее в линию ограды посередине северного прясла. Проект колокольни, по-видимому, выполнил необычайно плодовитый тверской губернский архитектор Иван Федорович Львов. Первый ярус, в котором были устроены проездные ворота, служил массивным основанием для стройной вертикальной композиции верхних объемов — двух четвериков и купольной ротонды со шпилем. Второй ярус украшала колоннада ионического ордера, арочные проемы третьего яруса звона фланкировались полуколоннами, а стены яруса-резонатора прорезали круглые проемы. Колокольня, характерная для раннего периода творчества И.Ф. Львова и типичная для провинциальной архитектуры в стиле ампир, внесла новый художественный акцент в архитектурный ансамбль, в котором до тех пор преобладали черты древнерусского зодчества XVII в.

К середине XIX в. (судя по плану 1837 г.) Селижаровская слобода занимала левобережье Волги по обе стороны Селижаровки. Большая Селижаровская слобода находилась, как и монастырь, на правом берегу реки, Малая Селижаровская слобода — на левом. Они были связаны мостом, по оси которого проходила единственная улица, с восточной стороны продолжавшаяся дорогой на Ржев. По обеим сторонам улицы стояли дома (в 1860 г. их насчитывалось 129), а позади дворов — огороды и сенокосы. На левом берегу Селижаровки большая территория, прилегавшая к слободе, была отведена под пашню. Здесь же находился копаный пруд, принадлежавший монастырю.

14 мая 1862 г. по указу Сената Селижарово было преобразовано в посад, который объединил Большую и Малую Селижаровскую слободы, деревню Конюший Двор и Воскресенский погост. Одновременно был учрежден новый орган административной власти — посадская дума с посадским головой, двумя гласными (один от купцов, другой от мещан) и секретарем. При этом судебными и опекунскими делами заведовали присутственные места уездного центра — осташковские городской магистрат и сиротский суд. Ко времени учреждения посада в составивших его селениях проживало мужского населения 7 купцов, 30 мещан и 452 государственных крестьянина. Из-за недостат-
ка земли и неплодородности почвы хлебопашество среди местных жителей было развито слабо, большинство занималось ремеслами и торговлей. Особое развитие получила продажа строевого и дровяного леса. В Селижарове устраивались ежемесячные ярмарки и еженедельные базары, имелось 49 лавок, 25 кладовых для товаров, 11 постоялых дворов, свечной и кирпичный заводы, 8 кузниц.

Селижарово, приобретя близкий городскому административный статус, должно было получить и регулярный план "по примеру городских планов". Первый проектный план был выполнен служащим Строительного отделения Тверского губернского правления помощником гражданского инженера И.И. Соловьевым к маю 1870 г. Проект был основан на принципе регулярной прямоугольной сетки плана, особенно последовательно примененной в левобережной части посада, где по сторонам главной улицы размещались длинные кварталы равной ширины. Этот проект был признан неудовлетворительным, так как не отвечал инструкции МВД (в чем это выражалось, не ясно). Новый проект был утвержден тверским губернатором А.Н. Сомовым 27 февраля 1878 г. Его автором, возможно, был инженер А.С. Корсак, который в 1871 г. занимался корректировкой плана Соловьева.

Утвержденный план Селижарова учитывал сложившуюся к тому времени пространственную структуру поселения с разделением его рекой Селижаровкой на две части. Самая крупная часть посада, сформировавшаяся на основе Большой Селижаровской слободы, с трех сторон ограничивалась реками — с юга Волгой, с востока и севера — Селижаровкой. Композиционным стержнем здесь служила Каменная улица (ныне ул. Ленина), которую под прямым углом пересекали несколько улиц. Сама Каменная улица сохраняла черты дорегулярной планировки, неравномерно расширяясь наподобие площади в начале трассы, напротив монастыря и гостиного двора, а затем в средней части меняя свое направление. Излом улицы отмечала небольшая площадь-карман. Напротив старого гостиного двора разбивалась просторная прямоугольная площадь, на которой проектировались четыре попарно поставленных корпуса нового гостиного двора. В восточной части Каменную улицу пересекала Веселая улица (ныне ул. Бульварная). В более широкой и более регулярно спланированной западной части посада, после перелома Каменной улицы ее пересекали Малый переулок (по оси площади-кармана) и четыре улицы: Рыбацкая, Мещанская, Новая и Заставная. Параллельно главной улице, ближе к Волге, шли Садовая и Приволжская улицы. На левом берегу Селижаровки, на территории бывшей Малой Селижаровской слободы, стержнем планировки была Ржевская улица (ул. Карла Маркса), которая в восточной части, вслед за течением Волги, меняла направление. В средней части по оси Ржевской улицы была устроена квадратная Конная площадь, которую в поперечном направлении пересекала Новоторжская улица (ныне ул. Вокзальная). Параллельно ей, ближе к мосту через Селижаровку, проходила Городская улица (пер. Школьный). Параллельно Ржевской улице, к северу от нее, были проложены Прогонная и Загородная улицы. При переломе Ржевскую улицу пересекала Косая улица, а далее еще две — Старая и Воскресенская. За последней посад смыкался с территорией бывшего Воскресенского погоста. Не ясно, включал ли утвержденный план Селижарова земли по правому берегу Волги, но к началу XX в. там уже было застроено несколько кварталов, в основном прямоугольной формы. Главной улицей этого района, проходившей параллельно берегу, была Оковецкая улица (ныне ул. Энгельса). С запада заволжскую сторону ограничивала река Песочная, впадающая в Волгу, а на южной окраине был разбит небольшой парк.

Архитектура Селижаровского посада последней четверти XIX в., о которой можно судить по нескольким сохранившимся каменным зданиям, типична для небольшого провинциального города периода эклектики. Лучше всего ее характеризуют двухэтажные кирпичные дома Каменной улицы (ул. Ленина, 15, 18, 22) и главный корпус земской больницы (наб. Кирова, 18). В сдержанном наружном декоре жилых домов использовались распространенные для того времени мотивы: рустованные лопатки, рамочные наличники окон, лежачие прямоугольные нишки или накладные доски, карнизы с зубцами и ступенчатыми кронштейнами. Земская больница, открытая в 1874 г., была устроена в восточной части посада и заняла трапециевидный участок, узкой стороной выходящий к левому берегу Волги. Главный корпус больницы, построенный по проекту 1890 г., близок формам кирпичного стиля. Фасады прорезаны крупными прямоугольными окнами с веерными перемычками, заглубленными в ниши, охватывающие оба этажа. Горизонтальные членения подчеркнуты междуэтажным фризом мелких нишек, ступенчатыми кронштейнами в верхнем обрезе основных ниш, венчающим антаблементом с сухариками. Средняя ось главного фасада выделена арочным парадным входом и лучковым фронтоном с изгибающимся по нему антаблементом.

В начале XX в. Селижарово оставалось сравнительно небольшим городским поселением, в котором проживало около 1500 человек (1913). В 1908 г. здесь были открыты два учебных заведения — одноклассное и городское высшее начальное училища. В 1916 г. до Селижарова была продолжена начатая в 1909 г. железнодорожная линия Торжок — Кувшиново.

В настоящее время поселок городского типа Селижарово, несмотря на значительные утраты памятников зодчества и исторической застройки, понесенные во время Великой Отечественной войны и в период советской власти, сохраняет свой индивидуальный архитектурный и ландшафтный облик. Живописные берега трех рек — Волги и двух ее притоков, Селижаровки и Песочной — создают природную среду, с которой органично связаны основные архитектурные памятники бывшего посада. На стрелке при впадении Селижаровки в Волгу возвышается монастырская трапезная с церковью Петра и Павла, одно из древнейших сооружений Тверской области. Среди мелкомасштабной застройки левого берега Волги в восточной части Селижарова выделяется здание земской больницы, а еще дальше на окраине поселка господствует вертикаль Воскресенского храма. Наиболее интересные памятники жилой архитектуры сосредоточены на ул. Ленина в западной части поселка, в его историческом центре близ монастыря.



Copyright 2009 УК “РегионИнвест”

Создано:
По вопросам, связанным с деятельностью сайта
и сотрудничеством, обращайтесь:
E-mail: 343738@mail.ru