Идет загрузка...
Подождите!
Святые Хранители земли Тверской Патриарх Иов Святитель Арсений Священномученик Фаддей Нил Столобенский Макарий Калязинский Михаил Тверской Анна Кашинская
10.06.2009

И.А. Иванова. Кашин — жемчужина древнерусского градостроительного искусства

Кашин всегда имел значение крупного религиозного центра. С XVI века архиепископы именуются Тверскими и Кашинскими. С Кашином связаны судьбы пяти святых проживавших на этой древней земле -святой Анны Кашинской, святого Макария Калязинского, Саввы Вишерского, Ефрема Перекомского, местночтимой святой Дорофеи Лодыгиной. На рубеже XVI — XVII веков на московских соборах обсуждался вопрос установления в городе особой епископии.

По количеству храмов Кашин был сравним только с Тверью. Особую славу городу принесли его зодчие. В документах XVII века упоминаются кашинские государевы строители Шарутины, Огурцовы, Кошкины и другугие. Вероятно из этих семей вышли Трефил Шарутин и Важен Огурцов — создатели Теремного дворца в Москве, а также Марк и Иван Шарутины — строители укреплений Троизкого Макарьева монастыря в Калязине.

В XVI-XVII веках при населении 3,5 тысячи жителей количество церквей достигло 70-ти, среди них было 5 каменных храмов — явление уникальное для русской провинции.

К XVII веку в Кашине сложилась уникальная градостроительная структура, в основу которой была заложена символика Христа Спасителя — Крест. Идейным центром всей храмовой застройки стал Воскресенский собор, посвященный главному христианскому празднику — Воскресению Христову. С соборной горы просматривалась заложенной природой особенность, здесь перекрещивались две естественные оси: одна, продольная — ось перешейки; другая — поперечная, излучина реки вытянутая в её направлении. На продольной оси стояло 17 храмов, на поперечной 16. Таким образом, их общее количество составляло 33 — возраст Христа, принявшего крестную смерть.

Возвышающийся в центре полуострова Воскресенский собор был окружен «горним» ожерельем церквей, расположенных за излучиной реки — числом 24, что должно было вызвать мысль о Горнем престоле — небесном граде Иерусалиме.

В XVI столетии в Кашине существовало 13 монастырей. На окраинах, на оживленных дорогах стояло три крупнейших монастыря — Николаевский Клобуков, Сретенский и Дмитровский Солунский. С 1768 года в задней части Дмитровского монастыря размещалось духовное училище — одно из первых в Тверской епархии. Выпускником Кашинского духовного училища был один из самых любимых учителей А.С. Пушкина в Царскосельском лицее — правовед А.П. Куницин. Поэт посвятил ему восторженные строки:
«Куницину — дань сердца и вина, Он создал нас, он воспитал нам пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена».

Выпускником Кашинского духовного училища был первый архиепископ Аляски и Америки Иоан Болотов, который в конце XVIII века по приказу императрицы Екатерины II отправился с Православной миссией в Северную Америку.

Над несохранившейся каменной оградой Дмитровского монастыря поднималась колокольня-храм со шпилем-иглой, с большим колоколом весом в 321 пуд. Этот храм построенный в 60-е годы XVIII века под воздействием Петербургской архитектуры был самым первым сооружением в Кашине подобного типа. Другие храмы, построенные в городе в конце XVIII столетия, во многом подражали вертикальным акцентам этой колокольни — надвратного храма.

Вытянутые силуэты кашинских церквей поразили воображение художника А.Г. Венецианова, который писал своим друзьям: «Не вытерпишь, чтобы не сказать о моем удовольствии, с которым я смотрел на Кашин. Там я не одну церковь такую, которая едва к земле придерживается, а вся улетает в облака и их рассекает как будто своими блестящими крестиками на легоньких головках».

Облик города, поразивший знаменитого художника, сложился на рубеже XVIII-XIX веков. На рубеже XIX-XX веков в Кашине прочно утвердился «кирпичный» стиль. В 1911-1912 годы на месте старого Духовного училища на средства купеческой вдовы А.В. Ванчаковой построено трехэтажное краснокирпичное здание духовной семинарии (архитектор В. Назарин). Несмотря на значительные утраты последнего столетия, в единстве древности и современности, в гармонии природы и содеянного руками человека — неповторимость и красота Кашина.

Автор:
И.А. Иванова



Copyright 2009 УК “РегионИнвест”

Создано:
По вопросам, связанным с деятельностью сайта
и сотрудничеством, обращайтесь:
E-mail: 343738@mail.ru