Идет загрузка...
Подождите!
Святые Хранители земли Тверской Патриарх Иов Святитель Арсений Священномученик Фаддей Нил Столобенский Макарий Калязинский Михаил Тверской Анна Кашинская
22.06.2009

П. Иванов. Предисловие к книге «Акафист и Житие святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской». Тверь, 2009

(Предисловие к книге «Акафист и Житие святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской». Тверь, 2009)



Святая благоверная княгиня Анна Кашинская — одна из самых необычных святых жен в пантеоне русских святых. В числе русских святых княгинь нет таких, как она, кто вошел в святцы как «княгиня-инокиня». Мы знаем инокинь-мучениц, праведных жен, преподобных основательниц монастырей, но с титулом, равно отражающим ее княжеское и иноческое достоинство, только Анну. Кроме того, княгиня, большую часть своей жизни в Кашине едва ли бывавшая, ныне является (и справедливо!) небесной заступницей этого второго по титулу града Тверской епархии.

В XVII веке княгиня Анна оказалась почитаемой раньше, чем о ней узнали, кто она вообще такая. Эта своеобразная особенность почитания святых характерна именно для XVII века. В этом столетии сразу нескольких святых прославили исключительно по факту Божьего их прославления — через чудеса, нетление, замечательные особенности обретения их мощей. К таковым святым надо отнести и Анну Кашинскую. Справедливо начинать ее житие не с предполагаемой даты рождения — около 1280 года — и не с родного ее города Ростова Великого, а с Кашина 1610 года. Почитание началось не с имени, а с забытой гробницы в Воскресенском соборе Кашина, которую в полном небрежении содержали и кашинцы, и стоявшие в городе стрельцы небольшого гарнизона — основные прихожане собора. В это трудное время для страны, когда всюду ходили шайки разбойников, власть была слаба и едва ли контролировала одну столицу, вряд ли кому было до сохранения исторической памяти и почитания каких-то старых могил удельного времени в соборе небольшого города. О какой памяти можно было говорить, когда всего год назад в Кашине ворвавшаяся в город шайка интервентов и разбойников учинила такой разгром и такие издевательства над жителями, что и сейчас горько и больно читать об этом...

Но древняя память сама напомнила о себе. У смертельно больного пономаря Герасима было видение. Ему явилась светлая жена в иноческом облачении, назвавшаяся княгиней Анной, которая сказала: «Я молюсь за ваш город, вы же и гробницу мою содержите в небрежении, и шапки бросаете на нее». Удивительным образом исцелившийся Герасим немедленно обратился к жителям города с просьбой привести в порядок древнюю безымянную гробницу, от которой начались многочисленные чудеса. За сорок лет их случилось так много, что почитанием заинтересовались в Москве. К тому времени были просмотрены летописи на предмет исторической биографии той, которую так удивительно обрели кашинцы как свою небесную заступницу. И выяснилось, что княгиня и инокиня Анна в Кашине была одна — та, которая была супругой святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, которая пережила его мученическую смерть в Орде в 1318 году и потом прожила еще пятьдесят лет — до 1368 года. Срок большой даже по нашим меркам, а тогда это была жизнь нескольких поколений, прошедшая на глазах одной женщины, не имевшей права вмешиваться ни в какие политические и экономические события, но одновременно очень почитавшейся уже современниками великой праведницей и молитвенницей.

Княгиня Анна была дочерью ростовского князя Дмитрия Константиновича. Замуж ее отдали достаточно юной, как было принято в то время, — четырнадцати лет, в 1294 году. Вскоре родился первенец — Дмитрий. Около 1300 года второй сын — Александр. Еще было двое сыновей — Константин (около 1307 года) и Василий (около 1316). Наверняка были и другие дети, но они умирали в младенчестве. Известно также о том, что у Михаила и Анны была как минимум одна дочь. Можно сказать, что в браке княгиня Анна была счастлива. Летописцы, достаточно редко фиксирующие события семейной жизни русских князей, подчеркивают, что в семье Михаила и Анны царили любовь, мир, взаимопонимание.

В течение долгого времени после смерти мужа княгиня Анна жила в Твери. После того как в Орде был казнен старший сын Дмитрий, около 1325 года, княгиня Анна приняла постриге именем София в тверском Софийском женском монастыре, находившемся в Тверском кремле недалеко от Спасо-Преображенского собора. В Твери принявшая монашество вдовствующая княгиня стала свидетельницей трагических событий истории города и родных ей людей. В 1328 году она должна была бежать от татарской рати, шедшей мстить за смерть Шевкала. Город был разорен и сожжен, жизнь приходилось обустраивать заново. Но судьба у старших, можно думать, любимых ее сыновей складывалась трагически. В 1339 году в Тверь привезли тела убитых в Орде ее второго сына князя Александра и внука Феодора. В 1340-х годах от моровой язвы (скорее всего, чумы) умер третий сын княгини Анны князь Константин. В 1364 году эпидемия чумы скосила до двух третей населения Руси. В Твери скончались сразу несколько внуков княгини Анны -детей Александра Михайловича Тверского. Можно представить настроение престарелой княгини. Последний из ее сыновей — Василий — взял мать в свой удельный город Кашин и там устроил для нее Успенский монастырь, где она скончалась около 1368 года. Перед смертью инокиня Софья приняла схиму, причем ей переменили имя — вновь на Анну.

Царь Алексей Михайлович по результатам расследования о святой Анне Кашинской одобрил решение о ее канонизации. В 1649 году в Кашине состоялись торжества по ее прославлению. В этом году царь не смог приехать в Кашин лично, а прибыл в город на следующий год. Самодержец с боярами лично нес раку с мощами. При внесении раки в Воскресенский собор она показалась царю тяжела. Алексей Михайлович дал обет построить для мощей Анны Кашинской храм, и через несколько лет в городе появился Успенский собор примерно на том месте, где была обитель, в которой прошли последние годы жизни святой княгини-инокини.

После официальной канонизации Анны Кашинской последовало написание службы, жития, похвального слова и повести об обретении мощей княгини. Все эти тексты были составлены по сведениям, представленным кашинцами и взятым из летописей. Житийные и служебные тексты написаны профессиональным писателем, соловецким иноком Игнатием. Канонизация новой святой прошла в лике преподобных инокинь. На сохранившихся самых ранних иконах святая изображена в иноческих одеяниях, над ней надпись «Преподобная Анна Кашинская».

В 1677 году произошло исключительное событие в русской церковной истории — исключение святой Анны Кашинской из святцев. Имя княгини оказалось на знамени церковного раскола, в глазах старообрядцев последняя канонизированная перед великим расколом русская святая двуперстием нетленных мощей подтверждала истинность старых русских правил. Специальная комиссия удостоверила, что рука святой не изображает никакого крестного знамения, а лежит ровно, но это уже не могло остановить кочевавшую из конца в конец Русского царства народную легенду: якобы при вскрытии мощей царские служители сложили десницу Анны в триперстие, но рука ее сама разогнулась и сложила крестное знамение двумя перстами, как и прежде. В этих условиях Московский Собор 1677 года пошел на крайний и очень спорный шаг по полному исключению имени Анны Кашинской из числа русских святых. Храм, возводившийся в городе в честь святой Анны, было велено освятить в честь Всех Святых.

В Кашине никогда не прекращалось почитание небесной покровительницы. Особенно оно возросло в конце XIX века, когда кашинское дворянство, земство и городская дума буквально завалили Синод прошениями о возвращении имени княгини Анны в святцы. Как святая она фигурирует уже в изданном в 1907 году архиепископом Димитрием «Тверском патерике». В 1909 году восстановление почитания княгини-инокини Анны было восстановлено уже императорским указом Николая П. На торжества в Кашин съехалось тогда свыше 100 тысяч паломников, приезжала великая княгиня Елизавета Феодоровна, впоследствии преподобномученица. Новым местом пребывания мощей стал Воскресенский собор в Кашине, где для мощей были устроены роскошная рака и сень. При восстановлении почитания Анну Кашинскую стали именовать так, как это принято и сейчас: святая благоверная княгиня-инокиня. Единственно, мало кто знал, и этот факт не особенно озвучивался, что нетленные мощи Анны Кашинской были сильно повреждены во время одного из городских пожаров XVIII века и сохранились только их небольшие фрагменты.

Но дни старой России были уже сочтены. В 1919 году состоялось вскрытие мощей княгини Анны, снимавшееся на кинохронику. Но до 1930 года мощи были у верующих. С этого года они были помещены в Кашинский музей. На волне ослабления гонений на Церковь после войны удалось в 1949 году добиться их возвращения. Сначала мощи святой благоверной великой княгини и инокини находились в Вознесенском соборе, затем, когда в 1962 году собор был отнят у верующих, — в Петропавловском храме. С начала 1990-х годов Вознесенский собор, вновь переданный Церкви, опять стал местом хранения этой святыни.

В настоящее время мощи святой благоверной великой книгини-инокини Анны Кашинской являются одной из главных православных святынь Кашина. Ежегодно 25 июня по новому стилю по улицам города идет крестный ход с мощами святой. Для поклонения святыне в город приезжают многочисленные паломники. Зафиксированы и продолжают фиксироваться чудеса по молитвам святой благоверной княгини.

Автор:
Павел Иванов

© Акафист и Житие святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской. Тверь, 2009


Copyright 2009 УК “РегионИнвест”

Создано:
По вопросам, связанным с деятельностью сайта
и сотрудничеством, обращайтесь:
E-mail: 343738@mail.ru