Идет загрузка...
Подождите!
Святые Хранители земли Тверской Патриарх Иов Святитель Арсений Священномученик Фаддей Нил Столобенский Макарий Калязинский Михаил Тверской Анна Кашинская
09.06.2009

А.И. Буркин. Лествица Святого Нила

Среди большого количества дошедших до нашего времени деревянных образов преподобного Нила, Столобенского чудотворца, встречаются такие, на которых фигура угодника Божиего поставлена на некое возвышение с несколькими ступенями.

В христианской иконографии образ лестницы чрезвычайно глубок и многогранен. Он восходит и к библейской «лествице Иакова», изображая самое основное в Православии — восхождение от злого к благому, духовное возрастание, достижение святости или обожение.

В ряду наиболее известных икон, сюжетно воспроизводящих христианскую лествицу, — образ Божией Матери «Неопалимая Купина» и икона «Лествица Иоанна Лествичника».

Иконография «Неопалимой Купины», сложившаяся в XVI веке на основе толкований видения пророку Моисею огненной Купины (горящего и несгораемого куста) и других ветхозаветных прообразов Богоматери и пророчеств о Боговоплощении, помещает в центре композиции Богоматерь с Младенцем и символическими атрибутами — лестницей, горой, вратами. Традиционно Её изображение заключено в тёмный ромб (небо и куст), наложенный на красный прямоугольник с сильно вогнутыми сторонами (земля и огонь). Концы образовавшейся восьмиконечной звезды соединены волнистыми линиями, отделяющими цветные облака. В конце ромба и в облаках — Ангелы, олицетворяющие природные стихии и служащие Богоматери. В красных угольниках — символы евангелистов. По углам четыре ветхозаветных пророчества о Боговошющении: видение пророку Моисею огненной Купины, Древо Иессеево, видение пророку Иезекиилю врат и видение Патриарху Иакову лествицы.

«Лествица Иоанна Лествичника» — икона, назначение которой — наставление монаха на пути добродетели и прославление силы истинной молитвы, способной творить чудеса и в минуты откровений уподобляющей монаха Ангелу.

На иконе — лествица, по ступеням духовного совершенства возводящая живущих в мире от земного к Горнему. На вершине — Господь, святые, Ангелы с венцами в руках. А под лествицей разверзлась адова пропасть, в которую злобные духи сбрасывают оступившихся. Икона нам образно показывает, что путь восхождения по лествице добродетелей нелёгок, что он встречает сильное бесовское противодействие и непонимание окружающих. Но жаждущие спасения с упованием на Господа должны смело отправляться в путь. На первой ступени этого восхождения святой Иоанн говорит: «Не за то, братья, будем мы осуждены на вечном суде, что не совершали мы чудес, что не богословствовали, но за то будем осуждены, что не плакали о грехах своих».

Именно «плач о грехах своих» привёл опытного подвижника-монаха Нила в уединённую пустынь на остров Столобенский на озере Селигер, чтобы продолжить путь восхождения по «лестнице добродетелей» к отрешению от мира и вечному спасению.

Обычно резчики на деревянной скульптуре преподобного Нила изображают три ступени лествицы. Объяснение этому факту находим как в тексте самой «Лествицы» святого Иоанна Синаита, выделившего в 30-м слове именно три основные добродетели — веру, надежду и любовь, так и в толкованиях на это место святых отцов.

Святитель Димитрий Ростовский в своём Слове «О тайне восхождения на небо Божией Матери», сравнивая гроб Богородицы с лестницей на небо, говорит: «Смерть названа гробом так же, как и лествицей. А смерть святых перед Господом честна, как лествица, возводящая к небу души святых, и измеряется тремя богословскими добродетелями: верой, надеждой и любовью.

И это — мера великая и высокая, достигающая как бы лествицей неба! Потому что вера достигает до лицезрения Божия, надежда — до получения благ, ихже око не виде, а любовь — до самого сердца Божия, в Котором источник и начало всякой истинной любви» (Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Слова, беседы и поучения святых отцов и учителей Церкви / Сост. П. Смирнов. Киев, 1904. С. 482, 488).

«Лествица святого Нила», нашедшая отражение в деревянной скульптуре преподобного, традиционно ассоциируется с образом Божией Матери, но не напрямую, с помощью изобразительного ряда, а опосредованно — через его житие, из которого мы узнаем, как однажды разбойники, восхотевшие ограбить преподобного Нила, были ослеплены светом, исшедшим от иконы Богородицы, находившейся в его келье. Это был образ Владимирской иконы Божией Матери, принесённый угодником на остров и впоследствии получивший наименование Селигерской иконы. Позже он долгое время хранился при мощах преподобного.

Скорее всего, простым деревенским резчикам, жившим в окрестностях монастыря и занимавшимся изготовлением деревянных образов преподобного Нила Столобенского, были недоступны все богословские тонкости, связанные с христианским образом лествицы и понятные учёным монахам или богословам. Но основное его содержание резчики понимали ясно и правильно, поскольку сам образ возводящей к небу лествицы добродетелей со временем прочно укрепился в православном народе.

Так соединяются церковное богословие образованного российского общества и крепкая народная православная вера.

Малая деталь резной скульптуры преподобного Нила — всего несколько лествичных ступеней, на которую современный человек может и не обратить внимания, оказывается глубоко значащей, несущей огромную смысловую нагрузку, как и вообще это бывает в христианской иконографии — богословии в красках или на рези. Её, эту малую деталь, просто необходимо увидеть и правильно истолковать, чтобы сквозь земное и тленное духовными очами лицезреть небесное и вечное.

Автор:
© А.И. Буркин, кандидат искусствоведения



Copyright 2009 УК “РегионИнвест”

Создано:
По вопросам, связанным с деятельностью сайта
и сотрудничеством, обращайтесь:
E-mail: 343738@mail.ru